Об устроителе монастыря — строителе и духовнике

1 июня 2011 г. исполнилось 20 лет со дня основания Покрово-Тервенической обители, и в этом же году отмечался 20-летний юбилей священнического служения архимандрита Лукиана.

Самое время вспомнить, через какие труды, тернии и победы проходила жизнь священника-монаха о. Лукиана? Что его радовало, что печалило? И радости, и печали монаха-священника отличаются от таковых же у мирских людей и белого духовенства, потому что он не живет своей личной жизнью. Ее у него нет, он живет в молитве за всех и в упорных трудах во укрепление Православной Церкви.

Не на одну жизнь хватило бы того объема работы, которая сделана архимандритом Лукианом. Вот результаты деятельности батюшки на поприще двадцатилетнего служения: настоятель недавно ожившего милостью Божией и его трудами и известного на протяжении 500 лет мужского Свято-Троицкого монастыря,духовник еще двух монастырей (Покрово-Тервенического и Введено-Оятского) и шести скитов, строитель многих храмов на территории вверенного ему указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира от 3 января 2006 г. Лодейнопольского благочинного округа Ленинградской области.

Но вернемся в прошлое. 80-е годы ХХ века. Времена были трудные. Священнический путь о. Лукиана начался в эти, переломные для нашего Государства и Церкви годы.Перелом свершился после празднования 1000-летия Kрещения Руси. В стране произошли очень быстрые и радикальные изменения: в одночасье кончилась власть коммунистов. Новая власть ни в центре, ни на местах больше не препятствовала церковной жизни. Не чем иным, как Промыслом Божиим, это не объяснишь. Церковь получила возможность возрождаться: ей возвращались храмы, монастыри, святыни. Сегодня восстановленных монастырей уже более 600. В 1990–1991 гг. только в одном Санкт-Петербурге (тогда еще город назывался Ленинградом) было передано Церкви более 100 храмов, многие из которых были разрушены до фундамента.По существу, Церковь получила право восстанавливать развалины, при этом государство результаты разрушительной деятельности никак не компенсировало. Церковь средств тоже не имела. Вся тяжесть по восстановлению падала на каждого батюшку из тех, кто осмелился выйти на этот подвиг, не имея никакой финансовой поддержки.

Находясь в таком бедственном положении, каждый подвижник мог уповать только на помощь Божию. При этом у священников был только один путь — молитва горячего и любящего сердца.  

Наших людей, очерствевших и недоверчивых, ставших таковыми за годы богоотступничества, трудно было призвать на благое дело, поэтому священник, запасаясь колоссальным терпением, взваливает на себя этот огромный груз — молитвой очищать их загрубевшие души, любовью сострадательной и действенной размягчать их и быть их пастырем, ради них и вместе с ними строить Божий дом — храм. Иеромонах Лукиан и стал таким пастырем и строителем.

Приведенное ниже воспоминание отвечает на вопрос, почему люди пошли за молодым священником, и почему ему многого удалось достичь. Вернемся к началу, ко времени служения батюшки в 1990 г. в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге. Этот год служения остался в памяти многих, и многим он изменил жизнь: кто в монастырь за ним впоследствии ушел, кто мировоззрение поменял, кто с пагубными страстями стал усердно справляться.Из воспоминаний очевидца о начале служения (декабрь 1990 г.) о.Лукиана Богу и людям:«Храм большой, просторный, внутри полная запустелость, так как храм только не давно возвращен РПЦ. Декабрь. Мороз, на улице –25, в храме минус 5–10 градусов,отопления нет. В правом углу храма под потемневшей от времени иконой стоит худенький молодой священник, принимает исповедь. К нему очередь во всю длину храма, более ста человек. Тогда в храмах

города исповеди были общие, а тут принимается только частная исповедь. Люди в очереди взволнованы, сосредоточены, как на суд пришли. Да это и был суд совести каждого. Многие, отходя от аналоя, плакали, хотя священник им не сказал ни слова. Что за потрясение испытывали люди на исповеди, почему они плакали? — узнаешь только на своем опыте. Помню, что чувство страха сковало меня перед последним шагом к аналою. Потрясение ты испытываешь к концу собственной исповеди от нахлынувшего вдруг осознания масштабов своей греховности. Ты становишься неутешен, так как даже если про себя раньше плохо думал, то все равно порой гордился собой. Успокоение приходит только после причастия, как будто скинул ветхие, грязные одежды. С другой стороны от алтаря исповедь принимал другой иеромонах. К нему очередь человек 10–15 прошла, и больше нет желающих. Основная масса стоит “намертво” и терпеливо ждет своего “покаянного часа” у аналоя, где принимает исповедь о. Лукиан. Со стороны могло показаться странным: новый священник, никому не известный, молчит, чудес не творит, не заискивает, ничего не просит, в беседы сам не вступает, а люди жмутся к нему как овцы, образуя стадо вокруг своего пастуха».

Откуда такое доверие за такой короткий срок общения? Всего-то прошло 2–3 месяца от начала служения батюшки. Священник —

посредник между Богом и кающимся. Он не просто свидетель: во время исповеди он молитвенно просит Бога о даровании прощения грехов кающемуся. Может быть, эту тайную горячую молитву за нас, эту молчаливую проповедь любви к нам и улавливает наша душа. Тогда, может быть, и наши слезы на исповеди — не только слезы покаяния, но и благодарности, отсюда и рождается доверие к священнику — это понимание происходит сначала на уровне души — самого тонко организованного воспринимающего устройства в организме человека. И только затем входит в сознание, что именно этому священнику ты можешь довериться.

Так и начал строить о. Лукиан храмы, часовни, поднимать из руин монастыри с Господом и обретаемыми им многочисленными помощниками. Господь через людей и материальную помощь подает. Из храма Воскресения Христова батюшка перешел по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна на послушание по созданию храма в юго-западном районе Санкт-Петербурга в честь святых мучениц Веры, Надежды,Любови и м. Софии. Именно из этих двух храмов и вышли первые сестры будущего монастыря. Организованное в 1991 г. сестричество получило статус женского Покрово-Тервенического монастыря постановлением заседания священного Синода РПЦ от 17 апреля 1997 г.

Следующим монастырем, возрожденным к жизни иеромонахом Лукианом, был древний Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 июля 1999 г. игумен Лукиан утвержден в должности настоятеля этого монастыря.

С тех пор как произошло важное историческое событие — передача Церкви (22 сентября 1998 г.) комплекса зданий Александро-Свирского монастыря, памятника федерального значения, — проведен большой объем восстановительных работ. Отремонтированы и благоукрашены: Преображенский собор, Троицкий собор, церковь св. пророка Захарии и Елисаветы, придел Преображенского собора в честь преподобного Александра Свирского,Покровский трапезный храм, храм св. Иоанна Дамаскина, водосвятная часовня, Троицкая часовня.

Большое строительство ведется о. Лукианом и вне монастыря на земле, находящейся в его благочинии. В 1998 г. построен храм в честь святителя Николая чудотворца в п. Свирьстрой Лодейнопольскго района и открыто подворье мужского монастыря. В 2000 г.построен храм Рождества Христова в Санкт-Петербурге и открыто подворье Александро-Свирского мужского монастыря. В 2006 г. построен новый пещерный храм в честь святого преподобного Александра Свирского на Христорождественском подворье Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря в Санкт-Петербурге. В 2006 г. восстановлены храмы в честь великомученика Георгия (XV век) и Сретения Господня (начало XIX века) в д. Родионово Подпорожского района. Открыт Георгиевский скит Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, где проводятся особые моления о страждущих от недуга пьянства и наркомании. Построен дом для паломников и приобретена земля. В 2007 г. построена деревянная церковь св. великомученика и целителя Пантелеимона и дом для проживания монахов скита на Феодоровском полуострове Рощинского озера в д. Старая Слобода. В 2007 г. открыто 2 скита в дер. Кондуши Лодейнопольского района, а именно скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и скит в честь преподобного Адриана Ондрусовского, построен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», ведется строительство многочисленных служебных построек, обезпечивающих жизнедеятельность скитов, приобретена и оформлена в собственность земля скитов. В 2008г.в г. Подпорожье заброшенное здание почты было превращено в храм святого Алексия, человека Божьего. Он стал первым и на тот момент единственным православным храмом в городе с населением 30 тыс. человек. А в 2009г.в Подпорожье был выстроен большой каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, где на каждое воскресное богослужение собираются ныне на молитву сотни жителей города.

Являясь духовником Введено-Оятского женского монастыря с декабря 2002г.,о.Лукиан руководил восстановлением монастырского комплекса. Отреставрирован главный храм монастыря и звонница, приведен в порядок источник — святыня монастыря,восстановлены корпуса и монастырская ограда, построен настоятельский корпус. На месте погребения родителей св. Александра Свирского, преподобных Сергия и Варвары Островских, построена часовня. Налажена богослужебная жизнь в обители.

Указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира от 3 января 2006 г. архимандрит Лукиан назначен благочинным Лодейнопольского района.