Строительство

Строительство
Покрово-Тервенического
монастыря

Покрово-Тервенический женский монастырь основан с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна как Свято-Покровское сестричество храма свв.мцц.Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Мы все — будущие сестры обители — как будто вышли из темного царства и потянулись к свету. И этот путь надо было пройти, без ропота и без устали работая. Вот на этом пути, по молитвам устроителя обители, поднимающейся из небытия, и подавалась помощь Божия, Пресвятой Богородицы и наших русских святых. Нам же молитве еще нужно было научиться, и это, пожалуй, было самым трудным.

Помощь подавалась и через красоту мира Божиего, окружающего нас. Сама местность, где теперь обосновалась обитель — удивительной красоты. Храм Покрова Богородицы расположен на самой высокой горе тервенической земли. Стоишь рядом с храмом,и под твоими ногами, кажется, весь мир: вид на большое озеро, из-за которого рано утром поднимается солнце, подсвечивая воду озера, росу на траве, белые стены храма, луга и холмы, которые здесь в изобилии. И тишина... Тишина является неотъемлемой частью обители. Она поражает и оглушает, отсекая всякие порой кипящие в тебе ненужные мысли и помыслы. Господи, как хорошо в этом, Тобой подаренном обители месте! В этом удивительном месте невозможно не почувствовать присутствие Бога и не умилиться Его любви к нам, недостойным.

Труднее всего было первым: и целину поднимать, и дрова заготавливать, буржуйки топить; в холодном храме, где стены изнутри инеем покрывались, молитву творить. Могло ли не быть этих трудностей? Нет, их не могло не быть — в то время, а именно в 1991г.,наша обитель стала подниматься из небытия и была тогда единственным новым из многих поднимавшихся в то время в России монастырей. Все остальные монастыри поднимались со старых оснований под звон древних колоколов. Как оказалось, этот звон никуда не девается, хотя сами колокола давно уничтожены безбожной властью — его услышали и записали физики с помощью сверхчувствительных акустических приборов в местах разрушенных обителей, от которых оставался только один фундамент.

13 октября 1991 г., накануне праздника Покрова Богородицы, состоялся первый постриг первой насельницы поднимающегося монастыря. Первой стала монахиня, получившая в постриге имя София (в миру Мария Прокофьевна Артеменко). Верится, что это был не просто постриг, каких потом было много, потому что только в этот раз все приехавшие на праздник испытали настоящее потрясение. Всем дано было понять, что они являются свидетелями нового, пока еще мало понятного, но грандиозного и величественного события, которое нельзя было выразить словами, а только глубоким волнением и слезами. Наверное, именно в этот момент рождался монастырь, наверное, в этот момент он был внесен в небесный список монастырей. Что иное могло дать такое острое ощущение величественности и новизны, как не чудо рождения монастыря на древней земле, давно отмеченной Божией благодатью? Позже были другие постриги, но такое волнение, охватившее всех,больше не повторялось.

Утром в день Покрова Богородицы — 14 октября 1991 г. — в разрушенном храме иеромонах Лукиан отслужил первую литургию. Последняя литургия была отслужена здесь, в благолепном тогда еще храме, в 1937 г. И снова вознеслись ее первые слова, обращенные к Богу: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». В этот день в храм приехали и пришли пешком люди из окрестных сел и деревень,только не мог теперь храм, как прежде, прикрыть их и защитить от пронизывающего осеннего ветра — стены были разрушены, железо на крыше тоже не уцелело. Но тогда это не было главным. Главным было то, что отныне здесь вновь продолжилась некогда прерванная молитва, служащая самым надежным покровом человеку от всяких невзгод. Когда во время Евхаристии оставшиеся на крыше листы железа стали стучать по крыше с лязгом и грохотом, перекрывая хор и возгласы священника, было понятно, кому в этот день досаждала молитва благодарения Богу. Разве мог враг рода человеческого смириться с рождением монастыря, с рождением новой молитвенной жизни?!

Первое благословение и первое пожертвование было принесено с Небес. Было это так. Иеромонах Лукиан, вместе с тремя молодыми людьми — прихожанами храма свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, выполнял земляные работы по благоустройству территории монастыря. Недалеко от них остановилась машина, из которой вышли два человека, они тут же поинтересовались, могут ли поговорить со священником. Батюшке они поведали о том, что специально приехали из Петербурга, чтобы выполнить настойчивую просьбу своей умершей бабушки, которая три дня подряд является им во сне и просит их съездить в Тервеничи, найти батюшку и дать ему 10 рублей. Бабушка жила в деревне Ребовичи в 21 км от Тервеничей. «Там строится монастырь», — сказала явившаяся во сне. И это неважно, что сумма денег, пожертвованная с Небес, была небольшой. Пожертвование обрадовало всех, так как было воспринято прежде всего как известие о благословении Божием на жизнь нового монастыря, и кроме того, именно эта сумма, подобно двум лептам вдовы, оказалась больше всех — она предварила последующие щедрые пожертвования, отпущенные благословением Господним, в которых так нуждался поднимающийся из небытия монастырь.