Тервенический погост

Тервиничи – одно из первых поселений восточных славян на территории Приладожья и Прионежья. Здесь смешались угро-финские племена и славянские. В самом названии деревни переплелись два языка: "тере" - по вепски[i] означает "здравствуйте", окончание «ичи» - славянского происхождения.

Впервые Тервенический погост[ii] упоминается в 1137 году (на 10 лет раньше Москвы) в Уставе Новгородского князя, поскольку он входил в состав Обонежской пятины Великого Новгорода. Погост носил название Михайловского, в честь святого Архангела Михаила. Судя по размеру оброка, назначенного для погоста (три гривны), к моменту создания летописного свода, погост был достаточно богат и значителен. До 18 века Тервеничи были административным центром, объединявшим в разное время десятки, иногда и сотни (250) окружающих деревень.

После Екатерининской реформы (в 1775г. погосты упразднились и образовались уезды, Тервенический погост вошел в состав Новгородского уезда) погост перестал быть административным центром, но остался центром духовным, так как в нем всегда были храмы, иногда несколько сразу, а в большинстве окрестных деревень и селений – только часовни.

Тервенические храмы были деревянные, часто горели, и до наших дней ни одна деревянная постройка не сохранилась.

В 1861 году, на средства местных жителей был построен большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Его поставили на горе, над Погостским озером. Он был белым, с ярко-синим с золотыми звездами куполом, внутри были красивые иконы и росписи. Но в 1935г. этот храм был закрыт советской властью. В здании церкви разместили сначала клуб, потом склад зерна, а потом и склад удобрений. Ко времени создания в 1991г. монастыря, храм был сильно разрушен. Его пришлось почти заново отстраивать и расписывать. Церковь освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В настоящее время это главный храм Покрово-Тервенического женского монастыря.

i-Издревле, эти земли были заселены племенами вепсов. Вепсы (самоназвание — вепса, бепса, лудинкау), народ, близкий к карелам. Живут небольшими группами среди русского населения в ряде районов Ленинградской и Вологодской областей. Язык вепсский, говорят также по-русски. Вепсы - потомки древнего финского племени «весь» - прибалтийско-финское племя. По летописи, обитало в районе Белого озера; по данным топонимики, занимало территорию от восточного Приладожья до Белозерья. Есть основания предполагать, что арабским географам X-XIV вв. вепсы были известны как народ вису, живший к северу от Болгарии Волжско-Камской, по соседству с югрой. Болгарские купцы торговали с вепсами, вывозя меха в обмен на металлические изделия. Белозерская группа вепсов уже с X в. вошла в состав Киевской Руси. Постепенно часть вепсов обрусела. Потомками вепсов являются современные вепсы и, видимо, карелы-людики.

ii-Погост [от др.-рус. погостити - побывать в гостях; первоначальное значение погост - постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)], 1) сельская община и её центр в Русском государстве XI-XVIII вв. Постепенно погостом стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в погостах строились церкви, близ которых находились кладбища. Название погосты обычно получали двойное - по селению и по церкви. По погостам зачастую раскладывались различные повинности. Дольше всего погосты сохранялись в северных уездах Европейской части Русского государства, где было много чёрных (государственных) и дворцовых земель. Разделение на погосты было официально прекращено в 1775. 2) Небольшие поселения с церковью и кладбищем в центральных уездах Русского государства в XV-XVI вв. 3) Кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово «погост» в XIX– нач. XX вв. получило распространение в устном народном творчестве и художественной литературе.